Художники "Критической массы" в Петербурге

В октябре в рамках проекта паблик-арт «Критическая масса» Творческое объединение кураторов ТОК и Лофт Проект ЭТАЖИ провели  три открытых лекции художников, которые давно и очень успешно работают с искусством в общественных пространствах. Из Голландии в Петербург приехали дуэт Бик ван дер Пол и художник Ян Конингс, а из Польши – известная Иоанна Райковска.  Все художники – звезды европейского паблик-арт  - приехали в Петербург впервые. Основная цель из визита была в том, чтобы провести исследование для выставки паблик-арт «Критическая масса», на которой они представят свои работы летом 2013 года.

Первая выставка «Критическая масса» прошла летом 2011 года; тогда работы 6 художников из разных стран были представлены в Невском и Петроградском районах. Теперь, продолжая расширять территорию современного искусства в городе и выставлять его в отдаленных от центра районах города, ТОК выбрал площадкой для выставки Фрунзенский район. Поэтому все художники активно исследовали территорию Купчино, в которой нашли много интересных мест для инсталляций объектов паблик-арт и отклик со стороны местных жителей.

Бик ван дер Пол заинтересовались темой дворовых войн между жителями Купчино, которые ведут между собой хозяева собак и догхантеры, а также владельцы автомобилей: как отвоевать себе парковочное место в переполненном дворе давно превратилось в ежевечернюю игру во многих районах города. Голландские художники, известные тем, что все их работы связаны с историй и местом территории, на которой она представлена, рассказали о подобных конфликтах и борьбе за публичное пространство и во время своей лекции в ЭТАЖАХ. Они осветили свой проект «19» - мобильную студию для художников, представляющую собой оборудованный для жилья и работы портовый контейнер, поговорили о программе доступного жилья в Нью-Йорке, которое является таковым лишь на словах, и рассказали о проекте Public Arena в Дублине, в рамках которого они превратили заброшенный стадион для Кельтского футбола в арт-объект.

Яну Конингсу в целом очень понравилось Купчино, несмотря на то, что с погодой ему и Иоанне Райковска не очень повезло. Ян много внимания в своей лекции уделили программированию публичного пространства и тому, как художник может влиять не него, располагая арт-объекты в разных местах, часто не приспособленных для этого,  и видоизменять такие привычные части городского ландшафта, как улицы лестницы и даже урны, наделяя их новыми функциями. Он также рассказал о проекте Hotel Experimental – одноместном перемещающемся по городу гостиничном номере, который позволяет гостю узнать город через людей, живущих в нем – у кого-то из них жилец этой гостиницы за отдельную плату принимает душ, у кого-то завтракает, где-то еще стирает белье. Так, он лучше знакомится с местными жителями и становится частью сообщества.    

Иоанна Райковска рассказала о двух своих проектах паблик-арт в Турции и Польше и о том, как местная администрация и местное сообщество могут решать судьбу проекта паблик-арт – вопрос, крайне актуальный и для Петербурга. В турецкой Конье ее проект, связанный с историей страны и отсылающий к языковой реформе 1928 года, был принят очень тепло. Инсталляция, в основе  которой - отрывки из книги Вальтера Беньямина «Задача переводчика», переведенные на вымерший оттоманский турецкий,  полностью изменила вид центральной городской площади. В Познани Иоанна хотела превратить большую трубу бывшей фабрики в минарет, но этому воспротивились городские власти, посчитав проект слишком провокационным и религиозно некорректным. Несмотря на все попытки художницы объяснить, что проект, наоборот, призывает к терпимости и толерантности, власти не разрешили ей реализовать его. В Купчино Иоанне особенно понравился кинотеатр "Чайка" - возможно, она будет работать с фасадом здания. 

Сейчас художники думают над своими идеями, которые они должны сформулировать к концу года. ТОК со своей стороны проводит социологическое исследование, общаясь с жителями района. 

Следующая лекция в рамках проекта «Критическая масса» состоится в Лофт Проекте ЭТАЖИ  20 ноября в 19.00.

Художница из Голландии Ася Комарова  расскажет о двух своих проектах с местными сообществами BURENMARKT и 'de HALTE' в Утрехте (Нидерланды) и о возможности применения такого опыта в России, которая все еще балансирует на грани между ностальгией по советскому и радикальным индивидуализмом капитализма.