Дебаты о разрыве: когда личное становится общественным

13 июля 2014
Дебаты о разрыве: когда личное становится общественным
Перформанс и молчаливое шествие по Невскому проспекту
Художник: Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) Куратор: Анна Биткина
Место перформанса: Александринский театр, Новая сцена Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 49 А, станция метро «Гостиный двор» (вход с площади Островского) Начало в 17.00 ч
Шествие: 19.00-20.00 Маршрут: от двора Новой сцены Александринского театра по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства и Александровскому саду
Дебаты о разрыве: когда личное становится общественным
"Дебаты о разрыве: когда личное становится общественным" - это интерактивный перформанс о политических, социальных и идеологических расколах, а также о позиции индивидуума внутри этих конфликтов. Действие перформанса, которое начинается на Новой сцене Александринского театрa и продолжается шествием по Невскому проспекту, задает несколько векторов для размышления и анализа социально-политической ситуации, сложившейся внутри и вокруг России.
Первая часть «Дебатов о разрыве» состоит из нескольких постановочных видео-поэм. Герои историй - жители Санкт-Петербурга разного возраста, социального статуса и национальности, выбранные художницей проекта Натальей Першиной-Якиманской (Глюклей). В ходе перформанса они расскажут о предметах своей одежды, имеющих отношение к важным событиями их жизни. Их рассказы позволят зрителям взглянуть на ключевые моменты российской истории с неожиданных сторон, а также раскрыть проблемы, связанные со сменой идеологических режимов после распада СССP.
В своих работах Глюкля часто использует одежду как средство для выстраивания коммуникации между искусством и повседневной жизнью. Обращаясь к личным историям своих героев, она анализирует взаимоотношения частного и общественного, обнажая конфликт между внутренним миром человека и системой. Перформанс «Дебаты о разрыве» продолжает начавшийся в 2012 году проект Глюкли «Музей утопической одежды». Это новый вид музея, в коллекцию которого входят истории и переживания «маленького человека». Формат такого «музея для людей» уважает позицию индивидуума, а также создает равноправное место, где история каждого должна быть услышана и иметь историческую ценность. На этот раз Новая сцена Александринского театра станет местом открытого обсуждения, организованного в формате перформанса, и отбора историй для «Музея утопической одежды». Центральными темами для дискуссии станут вопросы разрыва поколений в России и влияние государственной политики на судьбы людей.
В обсуждение вовлечены все находящиеся в зале - участники перформанса, приглашенное жюри, эксперты и зрители, что создает ситуацию коллективного переживания недавних исторических событий. Состав жюри и приглашенных экспертов включает профессионалов и представителей художественной и академической среды Петербурга и Москвы: художников, кураторов, философов, активистов, поэтов, социальных ученых и журналистов. Они смогут комментировать и оценивать представленные истории, что позволит вплести личные рассказы в более широкую историко-политическую картину пост-советской России. Зрители также смогут активно включиться в дискуссию и голосовать за представленную одежду. Такой коллективный процесс сбора исторических артефактов для «Музея утопической одежды» делает формирование музейной коллекции более живым, прозрачным и демократичным. Существующий в формате арт-проекта, «Музей утопической одежды» стремится сократить разрыв между государством и гражданами. Такой музей может стать моделью, при которой политика музея, как формы государственной институции, формируется с учетом интересов горожан. По мнению художницы этот проект способствует самоорганизации людей снизу для осуществления совместных инициатив и формированию гражданского общества в России.
Из здания театра действие продолжится шествием по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства. К шествию, которое начнется во дворе театра, смогут присоединиться все желающие, узнавшие о проекте через Интернет и соцсети. Своей художественной формой вторая часть перформанса символизирует «состояние здоровья» российского и мирового сообщества. Участникам шествия будет предложено надеть медицинские защитные маски. В масках, закрывающих рот и нос, сложно дышать и говорить, что символизирует сложившуюся в России ситуацию цензуры, ущемления прав человека и ксенофобии.
Маска также является средством защиты от «зараженной» среды, что символизирует создавшийся конфликт между Россией и Западом, а также раскол внутри российского общества. Недавние события в Украине и присоединение Крыма к России создали еще более сложную ситуацию политического и идеологического разрыва. Захват Правительством РФ чужих территорий заставил лидеров западных государств применить к России ряд экономических санкций и ввести визовые ограничения для некоторых членов правительства РФ. Западное сообщество, включая художественное, выразило также некую брезгливость по отношению ко всему российскому, продемонстрировав нежелание вникать в детали, учитывать нюансы локальной ситуации и «пачкать руки» обо все, что связано с Россией. Однако для европейских кураторов Манифесты 10, по стечению обстоятельств оказавшихся в России во время российско-украинского конфликта, ситуация оказалось непростой: с одной стороны, нужно было выдержать давление западного арт-сообщества, настроенного против России, и при этом сохранить свою репутацию, с другой – продолжать участвовать в престижном проекте современного искусства, который реализуется на российские деньги.
Внешняя и внутренняя политика российского правительства также разделила российское общество на тех, кто поддерживает его действия или выступает против них. Часто этот протест выражается в остром нежелании взаимодействовать с системой культурных, образовательных и социальных институтов, которые находятся на государственном финансировании и иногда вынуждены подстраиваться под госмашину и ее идеологию.
Авторы данного проекта не считают, что бойкот и пренебрежение являются эффективными политическими приемами. По их мнению, один из способов изменения ситуации - это поиск единомышленников внутри государственных институций и сотрудничество с ними. В своих проектах они также используют социальные практики, направленные на поиск заинтересованных сообществ и привлечение их в художественный процесс. В рамках таких проектов участники вырабатывают способность понять необходимость артикулировать свои потребности и защищать права, чтобы противостоять необратимым изменениям в обществе. Проект «Дебаты о разрыве» объединил в творческий союз художницу Наталью Першину-Якиманскую (Глюклю) и куратора Анну Биткину, чьи практики взаимодействия с различными сообществами и общественными институциями органично дополняют друг друга.
Глюкля в своих проектах руководствуется принципом: «Место художника на стороне слабых» *и стремится , чтобы голос нехудожников, негероев, «нерусских» был услышан. Важный элемент кураторских проектов Анны Биткиной - метод социальной интервенции в государственные институции, как способ взаимодействия с консервативной государственной системой с целью ее изменения. В ходе подготовки проектов, которые часто проходят в общественных пространствах и на открытых площадках Санкт-Петербурга, Анна ведет активную работу по выстраиванию связей с работниками городских администраций, различных комитетов и среднеобразовательных школ. Сотрудничество с Новой сценой Александринского театра и различными сообществами жителей Санкт-Петербурга в рамках проекта «Дебаты о разрыве» продолжает эту работу.
----------
* Манифест «Место художника на стороне слабых», написанный в 2002 году творческим дуэтом Фабрика найденных одежд (ФНО), состоявший из Натальи Першиной-Якиманской (Глюкля) и Ольги Егоровой (Цапля). Текст манифеста можно найти на сайте: www.factoryoffoundclothes.org
Партнеры проекта:
Новая сцена Александринского театра
Европейская биеннале современного искусства Манифеста 10